Казаки, брак, воспитание, быт.

Казаки и их семьи. Брак, воспитание, быт. Основное воспитание, конечно, происходило у казаков в семье. Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было все равно, что слово атамана для войска, — ему следовали беспрекословно. Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божью заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на Земли».

Казачата

В 12— 15 лет казачата были уже лихими конниками, могли скакать во весь опор (наметом), с ходу преодолевая канавы, заборы. Конем могли загнать зайца и убить его ударом нагайки. Владели уже шашкой и ружьем и осваивали приемы джигитовки — все это передавали им отцы и старшие братья.

Кроме того, в 18— 19 лет казачата уже проходили обучение всерьез под руководством опытных казаков. На специально отведенном месте собирались они каждый на своем коне и с оружием. Здесь они совершенствовали боевые приемы, стреляли в цель на полном скаку, рубили лозу шашкой, верхом преодолевали полосы препятствий, поднимали на скаку с коня предметы с земли, скакали стоя на коне и зависая на стременах у самой земли. Учились на ходу спрыгивать с коня и снова взлетать в седло или перепрыгивать через коня, держась за луку седла и отталкиваясь поочередно ногами от земли слева и справа от скачущего коня; рубить пламя свечи на подставке и т.д.

Учились они вплавь преодолевать с конем реки, ползать по-пластунски, скрадывать часовых, по следам определять время и направление движения прошедшего противника. С пиками наперевес казачата на конях ходили «лавой» в атаки, поражая пиками камышовые чучела противника, пикой же на ходу учились поразить врага с ходу, метнув пику как копье — словом, учеба всерьез.

Когда наступал день сдачи экзаменов, то их принимал сам атаман и есаулы в присутствии стариков. Самым отличившимся атаман вручал богатое оружие, разукрашенные седла, нарядные уздечки. И эти свои первые награды казаки очень ценили и хранили всю жизнь.

Так вырастали целые поколения.

Интересный факт. В 1888 году в Новочеркасск приехал русский царь Александр III с семьей. На воинском казачьем смотре приняли участие детские сотни казачат от 12- до 14-летнего возраста на конях со своими командирами. После парада и джигитовки взрослых казаков началась детская джигитовка, но вскоре была остановлена — у государыни Марии Федоровны не выдержали нервы (она мать).

Семья у казаков — главой всегда был отец

В казачьих семьях главой всегда был отец, казак — воин, а окончательное слово было за дедом — как за старейшинами на Кругу, и в этом семья в миниатюре повторяла казачью общину. Женщины-казачки были в семье равноправны вне зависимости от их национальности, так как казачка была обязательно окрещенной. Казаки редко обижали своих жен, да и казачки имели характер самостоятельный и гордый.

Современники писали: «Соедините красоту и обаяние русской женщины с красотой черкешенки, турчанки и татарки, да если прибавить бесстрашие амазонок — перед вами портрет истинной казачки».

Смуглолицые красавицы отчаянного мужества и высокого благородства, ценившие после священных имен отца и матери выше всего честь, славу и верность.

Казачки умели постоять за себя, многие из них умели обращаться с конем и оружием, при случае помогая казакам в боях.

Так в 1774 году строевые казаки Наурской станицы ушли в поход, в это время к станице подошел отряд турок и кабардинцев в несколько тысяч человек и пытались штурмом овладеть ею. Два дня шел бой, атаки отбивали старики, подростки и… казачьи жены. Казачки стреляли из ружей и даже из пушек с земляных валов, опоясывавших станицу. С тех пор 10 и 11 июня в Наурской отмечают «бабий праздник».
Подобных случаев было несколько в казачьей истории — четыре года женщины-казачки вместе с мужьями защищали Азов и т.д.

При таком характере казачку было трудно обидеть, но если уж такое случалось, то по ее жалобе казак-муж мог получить по приговору Круга достаточно плетей. Казачьи законы поддерживали на деле равноправие женщин в казачьей среде, потому что от них идет казачий род. За обиду жены казака ставили на Круг. Стоит он перед Кругом и у жены прощения просит, если она простит, то мужа только «поучат», и после они в мире жили. А если жена не прощала (побои, измена), то Круг свободу ей давал, она от мужа уходила. На такой женщине мог жениться любой неженатый с ее согласия. А вот за «непрощенного или ученого» Кругом (битого) казачки замуж не шли. И оставался казак один, и роду его конец наступал. Часто такие казаки уезжали и уходили прочь, так как без детей он — пустой цвет, или жили бобылями (из рассказа об игнат-казаках).

Посмотрите интересную статью по теме: Кто такие казаки? 

Дошли до нас изустные рассказы и о более жестких мерах (при атамане Игнате Некрасове). «Изменит жена мужу — в куль ее да в воду, или по шею закопать, а коли казак изменил жене, то получал по приговору до 100 плетей или даже в куль да в воду».

Но нельзя думать, что семья и супружеская верность держались на страхе, потому что неволей казаки дочерей замуж не выдавали (были, возможно, и редкие исключения), а в основном через сватовство — сговор и согласие девушки.

Но так было не всегда. В организационный период захвата земель противника (кочевников) казаки жили вообще без женщин, так как жизнь была тревожная и опасная, а семья — это обуза для воина.
Есть даже предания о том, что когда позже казаки стали привозить себе из походов жен, то по первому приговору всех младенцев топили, затем только девочек, а позже перестали совсем. Насколько это соответствует правде, сказать трудно. И еще сообщается, что по первости казак свою жену-любовницу ясырку мог отдать, продать, но позже и женитьба, и развод шли только через Круг.

Выглядело это примерно так. Казак, привезя из набега ясырку, хорошим обхождением приручал ее, обучал языку, а затем, выводя на Круг, просил у казаков разрешения взять ее в жены, при этом согласие женщины было обязательно. Казак обращался к ней со словами: «Будь мне женой!» и, если женщина была согласна, она падала ему в ноги (или кланялась), что означало «согласна». Круг с одобрением выносил приговор: «Живите». И казак, укрыв женщину полой, уводил ее. Этот жест означал, что женщину он взял под свое покровительство. В случае ее несогласия она была свободна, и если находились охотники жениться на ней, тут же или позже, то с ее согласия Круг давал «добро». Церемония повторялась.

Но так как казаки все были православными, то непременным условием женитьбы было, чтобы женщина приняла православие, то есть была окрещена.

До того как браки стали заключать венчанием в церкви, а это пришло не сразу (как и во многих странах), Круг решал вопросы создания семьи и разводов.

Выводя надоевшую жену на Круг, казак просил разрешения на развод: «Не люба боле», согласия жены не требовалось, и если тут же на Круге не находилось желающих взять ее в жены, женщина считалась свободной. Если были желающие, то с согласия женщины, прикрыв ее полой, уводили в свой дом. Прежний муж до решения Круга о разводе не мог считать себя свободным.

Интересное у казаков есть поверье, что во время похода и на войне к женщинам нельзя прикасаться с любовными утехами, причем ни по-доброму, ни силой, — наживешь беду на свою голову, поэтому в поход казаки женщин не брали. Что же касается «ясырок»- пленниц, то это ведь добыча, но впереди был Круг, если ясырку не продавали.

На руках колец мужчины не носили, только женщины. Кольца на девичьих и женских руках имели свое значение.

Серебряное колечко на левой руке — девушка на выданье, на правой — просватана. Кольцо с бирюзой — жених служит (бирюза — камень тоски). Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой — разведена. Два золотых кольца на левой руке — вдова (второе кольцо мужа).

Казаки обручальные кольца иногда носили в ладанке.

About the author

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *