Нагайка — неотъемлемый атрибут казака. Она была в ходу у казаков всех войск — от Кубанского и Донского до Сибирского и Забайкальского, хотя в первую очередь славились умением обращаться с нею донцы и кубанцы. Собственно, именно поэтому все известные сейчас нагайки четко делятся на два типа — донской и кубанский, все остальные — лишь их вариации.
Нагайка для казака никогда не была просто плетью, как средством управления лошадью. Скорее наоборот, потому что конь был боевым товарищем, и казак старался без нужды его не травмировать, управляя им в основном поводьями и нагайкой, но не шпорами. Сакральный смысл нагайки в ином: это — символ самого казачьего статуса.
Именно возможность обладания нагайкой, а не шашкой, пикой или другим оружием, отличало полноправного казака в донских и кубанских станицах. Ее могли носить только взрослые казаки, и только мужчины. В некоторых станицах критерии были еще жестче: правом на нагайку обладали лишь женатые казаки.
Эту плеть тесть дарил зятю на свадьбу, и она считалась своеобразным оберегом дома от злых сил. Потому и место ее было — рядом со входом, с порогом, на границе священной территории дома — и внешнего мира, как считали в старину — полного нечистой силы.
Каждый казак имел обычно несколько плетей — для разных целей (боевая, походная и т.п.), а кроме того, при активном пользовании даже самая прочная кожаная плеть рано ли поздно выходит из строя. Поэтому у двери на стене находилась особая нагайка, которую редко применяли для бытовых нужд.
Происхождение праздника
23 ноября казачество отмечает день нагайки. Появление этого праздника связывают с историей самой нагайки, которая произошла от татарской (ногайской) плети, а также — с именем знаменитого кошевого атамана Ивана Сирка, одного из последних, но также — и одного из самых известных подлинных “лыцарей” Войска Запорожского. Атаман Сирко был известен в первую очередь своей ненавистью к татарам, уводившим в полон православных людей, и их пособникам. В отличие от того же Богдана Хмельницкого, под началом которого Сирко некоторое время воевал, он никогда не заключал с татарами союзов. Сирко прославился победоносными боями с татарами и турками, как на родной земле, так и чужбине. Татары звали его “урус-шайтан” — “русский дьявол”. Недобрую славу имел среди них великий запорожский атаман, за всю свою жизнь во главе своих “лыцарей” не проигравший ни одного из 50-и сражений.
Во время одного из своих знаменитых походов в Крым (1667 – 1675 г.) атаман Сирко во главе запорожского воинства взял и сжег несколько татарских городов, в том числе Гезлев, Кафу и сам стольный Бахчисарай. Сирко освободил несколько тысяч славянских пленников (русских, украинцев, белорусов), а полторы тысячи крымских татар, наоборот, обратил в христианство и увел с собой на Сечь. Древняя легенда гласит, что в Кафе, знаменитой своим рабовладельческим рынком, откуда рабы уходили прямиком в Османскую империю, у атамана Сирко случился поединок с местным батыром Давлет-беком, которому принадлежало несколько сотен рабов.
Сражались на саблях, при большом скоплении народа, как казаков, так и татар. Татарин проиграл поединок и ждал, что “урус-шайтан” сейчас снесет ему голову: Сирко был славен прежде всего лютой ненавистью к татарам и туркам. Но степной “лыцарь” убрал саблю в ножны и отобрал у бека плеть, которой он стегал пленников. Этой плетью он на глазах у толпы выпорол рабовладельца, произнеся фразу из Писания: “Какою мерою мерите, таковою и отмерится вам”.
Поединок произошел 23 ноября 1667 года. О судьбе Давлет-бека история умалчивает, иные говорят, что он покончил с собой, не вынеся позора. А его нагайку Сирко забрал себе.
Кстати, в отличие от многих других атаманов, он не особенно усердствовал в грабежах — у Ивана Дмитриевича душа болела за Русь Православную.
Со времен Ивана Сирко в моду у запорожского казачества стали входить нагайки — того самого татарского типа. Во второй половине XVIII века, почти столетие спустя после смерти атамана, Екатерина Великая расформировала Запорожскую Сечь и переселила основную часть запорожцев на Кубань. Они образовали Черноморское казачье войско, впоследствии переименованное в Кубанское.
А нагайка так и осталась почти такой же, как та, которой знаменитый атаман отстегал зарвавшегося разбойника. Она стала священной реликвией. Эту нагайку прозвали “Десница Сирко”, и родилось поверье, что если взять ее в бой, то тебе будет сопутствовать удача. Поэтому казаки в течение нескольких десятков лет часто брали с собой в походы “правую руку Сирко” — ту самую знаменитую нагайку, которую когда-то сжимала рука знаменитого атамана. Каждый год, 23 ноября, в день того самого поединка, казаки отмечают День нагайки — “ Десницы Сирко ”. Отмечают широко — народными гуляньями, скачками, джигитовкой и шермициями — воинскими соревнованиями, среди которых основное место занимают выступления с боевыми нагайками-волчатками, и показательные бои между собой мастеров-нагачников.